15 января 2012 г. Браконьерская охота в законе

Сегодня общественная организация «Восточный охотничий клуб» провела охоту в закрепленных за ней охотничьих угодьях на территории студенецкого егерского обхода (Изюмский лесхоз, Студенецкое лесничество, лесничий Лобко А.Н.). Охота облавным способом проводилась в урочищах «Тольщина», «Шахта», «Пристин» и согласно оформленным документам преследовала цель – отстрел хищников. На контроле охоты присутствовал сотрудник Изюмского лесхоза, мастер леса Дьяченко С. В ходе охоты было убито две особи дикого кабана.

Охота 15 января 2012 года, организованная и проведенная охотничьим хозяйством «Восточный охотничий клуб» в студенецком егерском обходе, – классический пример браконьерства, организованного на уровне охотхозяйства в сговоре с постоянным лесопользователем.

Наш комментарий:

Сроки охоты на копытных (кабан, косуля, олень пятнистый, олень благородный, лось) в охотничий сезон 2011-2012 г. в Харьковской области закончились 31 декабря. На лося, численность которого в Харьковской области находится на нижнем критическом уровне, официально согласованные лимиты на отстрел удалось получить только охотхозяйству «Лесомир». Факт получения лимитов (две особи) на отстрел лося можно считать совместными и скоординированными действиями Харьковского областного управления лесного и охотничьего хозяйства, Государственного управления охраны окружающей природной среды в Харьковской области и охотничьей «спильноты»  по уничтожению этого вида животных в Харьковской области. Дополнительно хочется отметить, что лося в новую редакцию Красной книги Украины, опубликованной в 2009 году, «не пустили» именно охотники. Ученый совет Национальной академии наук Украины не смог отстоять свою позицию, «доводы» охотничьего лобби были убедительны и подкреплены финансовыми аргументами. Можно смело сказать, что каждый убитый охотниками на Украине лось перед смертью должен с укором посмотреть в глаза члену-корреспонденту Национальной Академии Наук Украины  Акимову Игорю Александровичу.

Лимиты на оленя пятнистого и благородного общественная организация «Восточный охотничий клуб» в охотничий сезон 2011-2012 гг. не получала в связи с отсутствием данных видов животных на территории. Полученные лимиты позволяли отстрелять косуль и кабанов 10 и 35 особей соответственно, что позволило проводить охоты загонным способом все охотничьи дни сезона.  Количество добытых животных в связи с перестрелом превысило согласованные лимиты, в то время как количество лицензий было закрыто в соответствии с полученными лимитами.

После окончания сезона охоты на копытных охотники Украины традиционно вспоминают про так называемую категорию «вредных» хищников. И хоть слово «вредные» уже не встречается в Законе   Украины  «Об охотничьем хозяйстве и охоте», тем не менее, статья 19 этого закона («Сроки охоты») разрешает охотиться на енотовидную собаку, лису, волка с октября по февраль включительно. Иногда охотники мотивируют необходимость охоты на хищников и в марте и получают на это разрешения у областных управлений лесного и охотничьего хозяйства. Так, в частности, регулярно происходит в Харьковской области. Ни охотников, ни контролирующие, ни регулирующие охоту органы не интересует, что в нашей зоне в феврале часто дикие кабаны уже приносят приплод и, учитывая морозные ночи и глубокий снежный покров, беспокойство этих животных ставит под угрозу жизнь молодняка.

Что касается самого понятия «вредных хищников», то это словосочетание закрепили в мозгах широкого круга общественности именно охотники. Так енотовидная собака в январе-феврале спокойно спит, и встретить ее в лесу просто нереально; численность волка по последним данным на Украине упала до 1000 особей и, учитывая широту его ареала, он обязан быть занесенным в Красную книгу как вымирающий вид (необходимо учитывать, что волк занесен в Международный Красный список). В Харьковской области численность волка в 2011 году оценивалась приблизительно в 35 голов, что требует взятия вида под срочную охрану и защиту на региональном уровне.

С лисицей ситуация еще пикантней. Ее образ в народном фольклоре ассоциируется с хитростью и удивительной приспособляемостью. Да, осторожности этому зверю не занимать, но сейчас именно лиса стала объектом человеческой лжи и вранья.

Дело в том, что именно завышенной плотностью лисы часто мотивируют необходимость организации так называемого отстрела хищников и предписывают понизить плотность вида до 1,5–3 особей на 10 000 га, что является полным абсурдом, и такие псевдопоказатели могут рождаться только в умах брехливых и продажных ученых из Украинского научно-исследовательского института лесного хозяйства и агролесомелиорации (УкрНИИЛХА), всесторонне прикрывающих беспредел не только в лесах нашей области, но и в ряде других регионов Украины, разрабатывая программы и выпуская «научные» рекомендации.

Вот что пишет о питании лисы известный советский ученый В.П.Герасимов в книге «Животный мир нашей родины» (Москва, «Просвещение», 1985 г., 64 с.):

«На охоту лисицы выходят в любое время суток. Распространено мнение, будто они таскают кур и других домашних птиц, забираясь во дворы селений. Однако такие случаи редки. Главной добычей лисиц служат мелкие грызуны (полевки, водяные крысы, мыши и др.). Летом лисицы поедают также насекомых, ягоды и плоды различных растений.

В любое время года лисица, как говорят в народе, мышкует: отыскивает норы полевых и лесных мышей, разрывает их и съедает этих вредных зверьков. Зимой норы мышей скрыты под снегом, но это не мешает лисице находить их по доносящемуся оттуда писку и шорохам. Как показали наблюдения, лисица, выйдя на охоту, останавливается возле снежного сугроба и прислушивается. Затем внезапно подпрыгивает и, зарывшись концом мордочки в снег, быстро разгребает его лапами до самой земли, где находится мышиное гнездо. Делает это она так ловко и быстро, что мыши не успевают скрыться. Когда в отдельные годы численность грызунов по тем или иным причинам уменьшается, лисицы вынуждены нападать на зайцев, куропаток или поедать падаль.

Если лисицы не находят достаточно пищи в природных условиях, то они подбираются к человеческому жилью, посещают даже окрестности городов, где по ночам отыскивают всё съедобное среди мусорных ящиков, роются на свалках, питаются на помойках и ловят крыс».

Мышевидные грызуны – основной корм лисы, этот факт, в свою очередь, объясняет примеры, когда охотники в небольшом байрачном леске (заросший древесной растительностью овраг) настреливают в зимний период за один загон 20 и более лис.  В этот период лисы кочуют и не привязаны к норам, на обширных заснеженных полях в десятки тысяч гектаров (в нашей области убирают ежегодно до 2 млн. тонн пшеницы, а лесистость всего около 11%) лисицы мышкуют, а на отдых забиваются в байрачный лесок.

Что касается бешенства, в распространении которого лисам  также приписывают особую роль, то лисы бешенством болеют не чаще других животных (например, широко распространенных в нашей природной зоне куньих). Учитывая, что лисы никогда не собираются в стаи, круглый год уничтожают огромное количество мышевидных грызунов, которые действительно создают природные очаги опасных заболеваний и, размножившись, наносят ущерб сельскому хозяйству, лисицу считают полезным зверем и обязательным для наших природных биотопов.

Но охотники приспособились не только отстреливать лис весь охотничий сезон, начиная с конца августа до января, а одновременно, не ведя учет, для них еще дополнительно устанавливается период истребления.

Интересно, что так называемую «охоту на вредных хищников», а практически – браконьерство на копытных, в Харьковской области узаконил, отработал и сделал частью охотничьего культа Антоненко Борис Савельевич, занимавший продолжительный срок должность начальника сектора заповедного дела и биоресурсов Государственного управления охраны окружающей природной среды в Харьковской области. Одной рукой он вяло стимулировал увеличение площади заповедных объектов, и Харьковская область в 2009 г. торжественно вышла на предпоследнее место по Украине, а другой – «бескорыстно» подписывал лимиты охотникам, в том числе на исчезающего сурка-байбака, выдавал разрешения на санитарный отстрел лося и практически всесезонные отстрелы «вредных» хищников.

Книгу В.П. Герасимова Антоненко Б.С. конечно не читал, ведь его не интересовало, чем и как питается лиса, задача стояла другая: как в межсезонье можно «законно» организовывать охоты.

Удивительно, как виновными в уничтожении животных мы сделали самих животных, облепив их нашей ложью и продажностью.